Версия для слабовидящих
A A A
Дополнительная информация

Главный секрет воспитания


Однажды я открыла главный секрет воспитания. Он очень прост: дети становятся взрослыми.

Мы просто не понимаем, какую силу даёт родителям эта простая истина, если всегда помнить о ней. И как проще относиться к жизни, и как растить без нудных назиданий, не воспитывая, а играя, и как набраться терпения, и, если всё-таки твоё прелестное создание успело набедокурить, схватиться за ум — в ней заключается всё. 

Дети становятся взрослыми. Дети вырастают. И уходят. И ничего нельзя повернуть назад.

Вдумайтесь: сегодня вы ведёте своё маленькое чудо за ручку — а оно прыгает и шалит, и замучило вас вопросами. И вы бесконечно, до раздражения, устаёте от этих «почему?!» и от этих шалостей. Сегодня вы торопитесь, и вздыхаете, и выходите из себя, и у вас сотня важных взрослых дел, от которых он вас отвлекает. А завтра?

Всего-то через каких-нибудь три, четыре или пять лет, вы сами захотите взять сына за ручку, и притянуть поближе, и поговорить, и ответить, и научить — а у него под окном друзья, и ваше прелестное чудо вприскочку помчится не к вам, а туда… Вдумайтесь: когда-нибудь (скоро, так скоро) она, ваша дочка, вдруг захлопнет школьную тетрадку и, не спросив: «ну как же решается эта задачка?», ускользнёт, чтоб целоваться с каким-то совсем незнакомым вам мальчиком. И это перевесит все ваши соблазны и призывы.

Дети вырастают. Даже если вы будете очень — очень держать — вы не удержите. Не удержите этих торопливых дней детства. Ваших общих дней. Помните, и наслаждайтесь, пока они ещё дети, и кроватки их стоят рядом с вашими, и руки — в ваших руках. Пока вы, вы нужны им больше всего на свете.

Потому что это закон жизни: кто-то другой должен стать твоему (самому лучшему на свете!) ребёнку дороже и важнее, чем ты.

Говорят, родительская любовь трагична, потому что разлука изначально заложена в ней. Думается, кто сказал так, всё-таки ошибался.

Дети вырастают, и покидают нас…, и ничего не вернётся обратно. Но как раз само осознание этого факта (если помнить о нём всегда) заставит нас просто и радостно принимать то, что есть у тебя сейчас. Если накрепко запомнить это — вы не будете растить — страдать — и мучиться. Вы поймёте, что самое ценное — не «вчера» и не «завтра», а то, что есть и что происходит у вам сейчас. Сей-час.

Родительская любовь проста и радостна, пока принимаешь этот закон.

Мы растим и отпускаем ребёнка всё дальше и дальше от себя. Но именно поэтому и именно тогда происходит удивительная вещь: дети нас не покидают. Они остаются рядом. На расстоянии, но — рядом. Сохраняется душевное, духовное единство. Дети по-прежнему нуждаются в нас, и видят в нас и надёжный тыл, и опору, и советчика. Всегда.

Остаются, если всё начинается и всё продолжается с нашей истинной безусловной любви.

Посмотрите, как это просто. И как это правильно: жить и любить.

(Отрывок из книги Нины Некрасовой "Перестаньте детей воспитывать. Помогите им расти.")


 Памятка родителям от детей




1.      Не балуй меня, ведь я знаю, что ты не обязан исполнять каждое мое желание.

2.      Не бойся быть со мной прямолинейным.

3.      Не давай мне формировать плохие привычки: отучаться будет еще тяжелее.

4.      Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мое мнение не имеет значения: я от этого еще хуже буду себя вести, так и знай.

5.      Не поправляй меня в присутствии других людей: я лучше восприму информацию, если ты сделаешь замечание с глазу на глаз.

6.      Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мои ошибки — это страшные преступления.

7.      Не защищай меня все время от последствий моих поступков: я должен научиться понимать, что у действия бывает противодействие.

8.      Не обращай внимания на мои мелкие придирки: иногда мне просто хочется общения.

9.      Не расстраивайся слишком сильно, когда я говорю, что ненавижу тебя: я не ненавижу тебя, а бунтую против твоей власти.

10. Не повторяй все по сто раз, иначе я буду делать вид, будто я глухой.

11. Не давай опрометчивых обещаний: я расстроюсь, если ты их не выполнишь.

12. Не забывай, что я пока еще не всегда могу вдумчиво объяснить то, что чувствую.

13. Не требуй от меня правды, если сердишься, иначе я могу обмануть тебя от страха.

14. Не будь непостоянным: меня это сильно портит.

15. Не оставляй мои вопросы без ответов, или я пойду искать ответы в другом месте.

16. Не говори, что мои страхи не важны. Они ужасно важны, совсем не малы и мне становится еще страшнее, когда ты этого не понимаешь.

17. Не притворяйся совершенным и не совершающим ошибок. Я ужасно расстроюсь, когда выясню, что это не так.

18. Не думай, что извиниться передо мной — ниже твоего достоинства. Если ты извинишься, когда не прав, то научишь меня тому же.

19. Не забывай, что я быстро расту. Тебе придется перестраиваться очень часто.

20. А еще я обожаю экспериментировать. Без этого я не развиваюсь, так что будь добр, делай на это скидку.

21. И последнее: помни, что я не могу вырасти счастливым человеком, если меня не будут сильно-сильно любить дома, но это ты и так знаешь!


 Эмоциональное благополучие детей – что это?



Эмоциональное благополучие ребенка – залог психического здоровья. Его основа формируется в детском возрасте, следовательно, зависит от среды, окружения ребенка, родных и близких, их отношения и реакции на его поведение.

От того, как родители:

•          научат ребенка доверять близкому окружению;

•          сформируют правильное отношение к «плохим» поступкам;

•          сформируют тесное взаимодействие ребенка с родными, близкими и друзьями;

•          правильно организуют совместный досуг с ребенком;

•          способствуют проявлению гуманных чувств;

•          научат сопереживать и чувствовать настроение собеседника;

•          сформируют адекватную самооценку;

•          научат выражать не только положительные эмоции (чувство юмора, чувстве удивления, радость), но и отрицательные (направить плохое настроение в положительное «русло»; направить негативную энергию и раздражение в какое-либо дело, а не на конкретного человека);

•          удовлетворят потребности ребенка в телесном контакте (поглаживание ребенка, массаж, объятия);

•          научат преодолевать препятствия в ситуации соревнования и соперничества

зависит эмоциональное благополучие ребенка и будущего взрослого человека.

Какой же он, эмоционально благополучный ребенок?

Это ребенок, который:

•          улыбается,

•          непосредственно ведет себя в разных ситуациях,

•          общительный;

•          доброжелательный;

•          способен выслушать других;

•          не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор;

•          ласков с родными и близкими;

•          не проявляет агрессии;

•          не берет чужие вещи без спроса;

•          в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение;

•          проявляет чувство юмора;

•          не повышает голос;

•          считается с мнением окружающих;

•          прислушивается к советам взрослых.

Как же вырастить ребенка эмоционально благополучным?

•          Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;

•          Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры;

•          Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев;

•          На своем примере показывайте значимость своей семьи;

•          Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания;

•          Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому, у кого неприятность, горе;

•          Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»;

•          Формируйте адекватную самооценку;

•          Постарайтесь стать самым близким другом;

•          Учите дорожить друзьями;

•          Учите ребенка быть внимательным к окружению;

•          Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;

•          Ограничьте общение с «токсичными» людьми и семьями, ведущих асоциальный образ жизни!

Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание!


 «Токсичные» привычки родителей



Все мы не идеальны. И родители - такие же люди, как и все остальные. Поэтому никто не застрахован от ошибок и заблуждений. Вот самые распространенные «токсичные ошибки» родителей в воспитании. Их полезно знать, чтобы постараться избегать в своей практике.

В стремлении вырастить послушных и успешных детей мамы и папы невольно могут нанести им психологический ущерб. Разрушающие привычки родителей наиболее выпукло проявляются в школьные годы, так как детском саду ребенок еще недостаточно социализирован.

Ошибки родителей в воспитании

В процессе воспитания родители могут невольно перенимать шаблоны, распространенные, но, к сожалению, ошибочные. Например, отношение к учебе они навязывают в форме: «Это твоя работа – ты обязан это делать». Можно ведь создать более позитивный образ просвещения. Например, «В школе так интересно, весело и познавательно!»

Вот родительские ошибки, которые приводят к довольно плачевным результатам

Ошибка №1. Цеплять ярлык на ребенка. «Ты тупой», «Ты в этом ничего не понимаешь», «Ты – копуша». Лучше фиксировать положительные моменты: «У тебя хорошая память». Вешать ярлыки – значит, концентрировать внимание на просчетах и слабостях. Полезно стараться формулировать фразы так, чтобы не занижать самооценку ребенка.

Ошибка №2. Не доверять своим детям. Это вроде бы делается мягко «Дай я сама это сделаю». Делая что-то вместо ребенка, вы оказываете ему плохую услугу. Пусть он сам носит свой портфель и «сменку». Бесконечно помогая ребенку, мы воспитываем в них беспомощность. Пусть он будет хитрый и гибкий – это хорошие качества. Доверяйте своим детям, у них все получится.

Ошибка №3. Ставить для ребенка задачи повышенной сложности. «А ну-ка, прочти вот это», «Расскажи стихотворение…». Это создает ненужное напряжение при минимальной эффективности обучения.

Ошибка №4. Создавать ситуацию неконтролируемого стресса. Распространенная (и непонятная) ситуация, когда учительница ставит «2», если ученик разговаривает на уроке. Это называется «неконтролируемый стресс». Случается, что мама что-то разрешает или не разрешает исходя из своего сиюминутного настроения. Позже это используется во взрослой жизни. Например, начальник себя ведет так, что все подчиненные пребывают в страхе, напряжении и стрессе.

Ошибка №5. Чрезмерное давление на ребенка. Мы ставим его в позицию проигравшего. Если ребенка постоянно ставить в какие-то рамки, он лишается инициативы и любознательности.

Ошибка №6. Мы не отмечаем успехи ребенка и акцентируем внимание лишь на промахах. Полезно указывать и на достижения, хвалить, а не обесценивать результаты трудов ребенка. Эта привычка может привести к комплексу неудачника. Замечайте его успехи. Многие родители боятся крайностей: они или постоянно хвалят ребенка, или ругают его. Важно отыскать в этом «золотую середину».

Если вдруг вы поступили по отношению к ребенку не слишком правильно, желательно признать свою неправоту и извиниться.

И помните, изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир!